Разделы
Главная Сапромат Моделирование Взаимодействие Методы Инновации Индукция Исследования Факторизация Частоты
Популярное
Как составляется проект слаботочных сетей? Как защитить объект? Слаботочные системы в проекте «Умный дом» Какой дом надежнее: каркасный или брусовой? Как правильно создавать слаботочные системы? Что такое энергоэффективные дома?
Главная »  Инновационная деятельность 

1 2 3

Анализ механизмов снижения рисков инновационной деятельности на базе кибернетического управления национальной, региональной или крупной корпоративной инновационной системой

Отоцкий П.Л. (peter.ototsky@sim.ol.ru), Десятов И.В., Кузнецов Е.П., Серегин С.Н., Сысо П.А., Шишов В.В.

Институт Физико-Технической Информатики

1 Введение

В последние десятилетия значение инновационной деятельности в мировой экономике всё возрастает. Бизнес организации теснее и многоплановее взаимодействуют с научно-исследовательскими институтами. Было образовано множество новых коммерческих структур для обеспечения такого вида взаимодействий, такие как: неприбыльные фонды, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы и др. Мировая экономика всё больше подчиняется законам экономики знаний. Наиболее развитыми становятся страны не столько с большим количеством природных ресурсов или большими объемами производства, а с более развитым научно-исследовательским комплексом и с более эффективной национальной инновационной системой, в том числе с широкими инновациями в управленческой деятельности. Данная работа является сбором наработок группы по инновациям Кафедры системной интеграции и менеджмента МФТИ и рядом постановок задач для дальнейших исследований в этой области.

В данной работе разобраны основные понятия, связанные с национальными инновационными системами (НИС). Здесь и далее под НИС подразумеваются национальные, региональные и крупные корпоративные инновационные системы, т.к. для наших исследований в этих системах очень много общего. Рассмотрены существующие концептуальные модели НИС, а также ключевые проблемы и подходы к созданию системы управления НИС. В заключении статьи приводится сравнительный анализ российской и канадской НИС, основывающийся на официальных статистических данных; показано, что структуры данных систем существенно различны.

В работе показывается, что НИС создавались для предупреждения грубых ошибок инвестирования в инновации и обобщения положительного опыта успешных проектов, для снижения инвестиционных рисков инновационных проектов, что крайне важно для всех уровней иерархии инновационной системы:

общегосударственный уровень,

региональный уровень,

корпорация, руководитель корпорации,

проект, руководитель проекта.

Показано, что для НИС перепробованы все известные организационные системы управления - линейные, функциональные, матричные, дивизиональные, множественные, штабные. Перепробованы все стандартные технологии управления: управление менеджментом, бизнес планирование, проектное управление, управление персоналом,



управление качеством, реинжениринг на последующих стадиях, однако риски инновационных проектов остаются большими.

Все перечисленные технологии управления только уменьшают разнообразие, облегчая управление локальными кусками, а следовательно, увеличивают общие риски, потому, что разнообразие уже существующих и отлаженных систем управления и технологий неадекватно разнообразию НИС, т.е. не выполняется закона необходимого разнообразия Эшби.

Для эффективного управления НИС на любом уровне иерархии необходимо применение кибернетических методов и вынужденное увеличение разнообразия системы управления.

1.1 Инновации

Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества - результат творческого процесса в виде созданных или внедренных новых потребительских стоимостей. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночной экономики должна выступать новизна его потребительских свойств. Техническая же новизна играет второстепенную роль [6]. Таким образом, понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании [6]. В отличие от научно-технического процесса, инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, т.к. по мере распространения новшество совершенствуется. Это открывает для него новые области применения и рынки. Таким образом, инновационный процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий и услуг.

Инновационная деятельность затрагивает множество аспектов, таких как финансовый, правовой, социальный и т.д., следовательно, разнообразие инновационной деятельности, являющееся комбинацией всевозможных взаимодействий и состояний различных типов, существенно выше, чем разнообразие бизнес-деятельностей любых других секторов.

1.1.1 Инновационная деятельность в мире

Хотя изобретательская деятельность в мире известна и поддерживается с древних времен, венчурный бизнес как феномен зародился только в 1946 году в США, в связи с выходом постановления, разрешающего пенсионным фондам совершать инвестиции в рискованные проекты и последующим притоком капитала в инновационный бизнес. В 2003 только в США венчурный капитал составил 17,4 млрд. дол. Экономические системы стран ориентируются на экономику знаний, Промышленные мощности выносятся в страны третьего мира, тогда как генераторы инноваций концентрируются в лидирующих странах. Сформировалось множество инновационных центров (например: Силиконовая долина) и ряд международных институтов и ассоциаций частично или полностью посвященных исследованиям в области инноватики (например: OECD, CORDIS). В последние пять лет стали формироваться транснациональные ассоциации малого и



среднего бизнеса (например: Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)), в рамках которых инновационный бизнес распределяется по множеству стран, организации каждой из которых участвуют как отдельные участники единого инновационного проекта. Безусловно, глобализация исследовательских работ и инновационных разработок резко увеличивает разнообразие инновационной деятельности. Классические механизмы управления просто не рассчитаны на системы такого масштаба и такой сложности.

1.1.2 Инновационная деятельность в России

В СССР существовала уникальная национальная инновационная система, которая обеспечивала относительно скромное, но стабильное финансирование, имела стабильные научные школы, в которых широко образованным исследователям предоставлялась возможность расти и делать карьеру, десятилетиями специализируясь в выбранном направлении. Лучшей системы управления фундаментальной наукой в мире нет и по сей день [10]. Однако разнообразие данной системы, являющееся достаточным для эффективного управления фундаментальных исследований, было черезмерно высоким для прикладных исследований и опытно-конструкторских работ (ОКР). Следовательно, использование той же системы управления в этих областях было неэффективным.

После перехода России на рыночную экономику произошла серьезная деградация национальной инновационной системы. Множество связей оказались разомкнутыми и, в целом, инновационная система нуждалась в реконструкции с тем, чтобы слиться с новой экономической системой страны.

Сегодня в России существует национальное согласие всех политических и экономических сил по вопросу необходимости перехода экономики России с экспортно-сырьевой на инновационную. С 2003 года на территории Московской области (одного из лидирующих по инновационной деятельности регионов России) реализуется пилотный проект по практической отработке элементов национальной инновационной системы. Происходит становление ключевых промежуточных институтов инновационной системы (инновационные фонды различного типа, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и др.). В целом, в России в настоящее время устанавливается благоприятный климат для инновационного бизнеса.

1.1.3 Пилотный проект по практической отработке элементов национальной инновационной системы

Научно-промышленный комплекс Московской области, являющийся одним из самых крупных в стране (занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга), включает в себя более тысячи крупных и средних промышленных предприятий и более двухсот академических и отраслевых научных организаций [19], которые обеспечивают исследования и разработки по всему спектру критических технологий России.

Сложившаяся система недофинансирования фундаментальных и в значительной степени прикладных научных исследований со стороны государства и организаций различных секторов народного хозяйства фактически разорвала связь между наукой и производством. Обе эти сферы экономики страны функционируют фактически в автономном режиме. Один из путей преодоления этого разрыва - создание функционально полной инновационной среды, имеющей четко выраженные мотивации к инкубированию в первую очередь отсутствующих в инновационной сфере институциональных элементов и их саморазвитию.



Пилотный проект на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления нацелен на разработку и апробацию системных механизмов перевода региональной экономики на инновационный путь развития посредством формирования регионального сегмента национальной инновационной системы.

Для решения проблемы недофинансирования научных исследований, необходимо повысить эффективность системы управления региональной инновационной системой, что позволит при тех же затратах делать больше инноваций. Поэтому необходимо учитывать кибернетические принципы при разработке и эксплуатации системы управления региональной инновационной системой Московской области, в частности необходимо учесть закон необходимого разнообразия Эшби.

Существующая инфраструктура инновационной системы Московской области изображена на рисунке 1.


Рис. 1: Инфраструктура региональной инновационной системы Московской области 1.2 Инновационные системы

1.2.1 Рамочная модель Национально инновационной системы

Национальная Инновационная Система (НИС) - система взаимосвязанных институтов для создания, хранения, передачи знаний и технологий, обладающая внутренней структурой установленной государством для воздействия на инновационный процесс (Metcalfe, 1995) [1].



НИС включает в себя элементы, выполняющие различные задачи: анализ ситуации и в научной и технической сфере, анализ рыночной ситуации, изобретение новых способов, технических устройств или нахождение нового метода использования старых, финансирование исследований на различных стадиях, проведение различных конкурсов, отбор и контроль исследований, проведение проверок реализации новых продуктов, перевод инновационных технологий на серийный выпуск, и т.п.

На схемах 2, 3, 4 введены следующие обозначения: ФИ - фундаментальные исследования, ПИ - прикладные исследования, Р - опытно-конструкторские разработки, П - массовое производство инновационной продукции. Жирным контуром выделены основные генераторы инноваций.

Основные элементы инновационной системы:

1. Высшие учебные заведения

2. Научно исследовательские организации

3. Неприбыльные фонды

4. Венчурные фонды

5. Системы поддержки (бизнес-инкубаторы, технопарки, специализированные юридические и консалтинговые организации и пр.)

6. Малые инновационные компании (стартапы)

7. Инновационно-ориентированные конструкторские бюро

8. Инновационно-ориентированные производства

З-иру Белен ы<:

11 MIECL I Ufjl.l


Рис.2: Модель Национально Инновационной Системы: Финансовые потоки





Рис. 3: Модель Национальной Инновационной Системы: Потоки людей

Инфирглиции нныс ЦйНфЫ

Гппудлрг.тпп И, ПИ, Р, П

НННйЫЦЙинш.к:

страт-апы

J;jpybi::+:m ьи: инвесторы


Консалтинговые

КОМЛЯ НИИ

нц-с1 юиспптниг

Венчурные

инкувлоры

фонды

ПИ. Р. П


Массовый потребитель

Рис. 4: Модель Национальной Инновационной Системы: Информационные потоки

Из рисунков 2, 3, 4 видно, что в НИС участвуют организации, имеющие существенно различные характерные времена внутренней динамики. Следовательно, процессы протекающие в НИС являются сложно нормируемыми про времени, и разнообразие такой системы является огромным по сравнению с другими секторами. Поэтому, классические



технологии управления, не учитывающие закон необходимого разнообразия Эшби, становятся крайне неэффективными при управлении НИС.

1.2.2 Взаимодействие субъектов НИС

Остановимся подробнее на основной функции и роли приведенных субъектов, а также ключевых институтов взаимодействующих с НИС:

Государство - только государственные структуры заинтересованы и финансируют инновационные проекты с долгосрочным периодом, сравнимым с тридцатилетним сроком и более. Государство отвечает за фундаментальные и прикладные исследования, образование. Практически для любой коммерческой организации инвестиции в подобные мероприятия являются слишком рискованными и неокупающимися. Также государство регулирует взаимоотношение всех остальных участников инновационной системы через законодательную систему.

Крупные корпорации - основной задачей крупных корпораций является выпуск серийной партии инновационного продукта, т.е. донесение его до массового потребителя. Также многие крупные корпорации являются учредителями неприбыльных и венчурных фондов для разработки интересующих их технологий. Хотя крупные корпорации практически не участвуют в фундаментальных исследованиях, они оказывают важную роль в прикладных исследованиях и разработках (яркие примеры: Ford, Bell Labs, IBM и

Государственные и частные фонды, банковские системы, системы поддержки малого инновационного бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки) - являются основным источником финансирования инновационных проектов. Основной их функцией является конкурсный отбор проектов, т.е. постоянно повышающиеся требования для инновационных работ. Таким образом, происходит развитие и поддержание качества проведения исследований. Здесь важно разделять неприбыльные и венчурные фонды, т.к. они несут различный смысл, функционируют по-разному и участвуют на разных этапах инновационного процесса. Системы поддержки малого инновационного бизнеса, такие как бизнес-инкубаторы и технопарки, оказывают смягчающую роль при выходе инновационных компаний на рынок, предоставляя, в отличие от инновационных фондов и банков, помимо финансовой поддержки - юридическую, организационную и инструментальную.

Научные и исследовательские учреждения - являются производителями первичных и вторичных научных законов, которые затем используются малыми инновационными фирмами для создания новых продуктов. Многие такие фирмы создаются при научных учреждениях и иногда эти организационные структуры не разделены.

Образовательные учреждения - являются важным элементом структуры в долгосрочном развитии. Образовательные учреждения являются ключевым звеном в цепи потоков специалистов, в них осуществляется фильтрация, отбор и подготовка персонала для практически всех элементов инновационной системы. Также в образовательных учреждениях осуществляется непосредственная передача скрытых знаний (tacit knowledge) из исследовательского сектора НИС в бизнес сектор, что чрезвычайно важно для передовых инновационных технологий. Именно вокруг университетов возникает множество инновационных идей и как следствие - малых инновационных компаний и венчурных фондов.



Малые инновационные компании - являются переходным звеном между научным исследованием и серийным производством. Эта часть структуры ответственна за изобретение и разработку инновационного продукта, за исследование рынка, за создание малой партии и экономические испытания заинтересованности рынка в данном продукте.

Потребитель - является необходимым звеном в инновационной структуре. Каждая инновационная технология нацелена на соответствующего потребителя, это может быть государство, промышленный комплекс, массовый покупатель.

2 Особенности менеджмента инновационных проектов

Еще никогда так остро не стояла необходимость в инновациях, как сегодня. Жизненный цикл продуктов становятся всё короче, последующие продукты сильно превосходят предыдущие почти по всем параметрам. Компании, которые проигрывают в гонке инноваций, ждет мрачное будущее. Проблема заключается в том, что создать выигрышный продукт не просто. Около 46% инновационных начинаний [13], на которые компании тратят существенные ресурсы - на создание концепции, разработку и запуск инновационных продуктов не приводят к успеху, оказываются непринятыми рынком или чаще всего не доходят до него. Поэтому необходима комплексная система разработки продукта с множеством проверок и анализов, пример такой системы изображен на рисунке 5 [13].


Рис. 5: Стадии развития инновационного продукта

Творческие корни инновационных продуктов не затрагиваются в системе практикуемой Институтом развития продукта [13], хотя в СССР были созданы серьезные наработки в систематизации творческого процесса [16]. В предложенной схеме предполагается, что базовая идея инновационной технологии уже изобретена, перечисляются все этапы и необходимые для проверки, тестирования и реализации этой идеи. Применение данного метода позволяет существенно сократить риски инновационных проектов.

Очевидно, что классических методов управления проектами, являющихся базовыми, но не учитывающих закон необходимого разнообразия Эшби, совершенно недостаточно для эффективного управления инновационными проектами, а следовательно, для снижения рисков. Новые методы управления должны распространяться и на самый нижний уровень иерархии НИС - инновационные проекты.



3 К разработке системы управления НИС

3.1 Проблемы управления НИС

Как упоминалось в [11], инновационный бизнес является сильно нелинейным и плохопредсказуемым, относительно других секторов бизнеса и других процессов, для которых уже разработаны системы управления. Поэтому для создания эффективной системы управления НИС необходимо учитывать весь накопленный опыт кибернетики и смежных дисциплин, в частности учет закона необходимого разнообразия Эшби.

Нашей группой был произведен ряд работ по выявлению основных трудностей управления НИС. В данном разделе осуществляется постановка ключевых задач для создания системы управления НИС, а также предлагаются некоторые механизмы их решения.

3.2 К разработке адекватных механизмов сбора первичных данных по субъектам инновационной системы России

Для моделирования и управления элементами инновационных систем требуется методика сбора информации об этих элементах. Соответствие первичной информации реальному положению дел является критическим условием эффективности управления. Если оно не соблюдается, любые дальнейшие анализы и методы управления будут иметь мало смысла. И даже кибернетические методы управления не в состоянии уловить динамику системы из черезмерно зашумленных входных данных.

В течение долгого времени Федеральная Статистическая Служба - РосСтат (ГосКомСтат) предпринимала попытки создания такой методики. Статистические формы, которые требовались к заполнению предприятиями, постоянно менялись и совершенствовались, но даже по мнению самих специалистов РосСтата формы были слишком сложны для заполнения и не позволяли адекватно оценивать состояние национальной инновационной системы.

В 2005 году с учетом опыта западной статистики была выработана новая статистическая форма (постановление Федеральной службы государственной статистики

[20], раздел по инновациям (Форма №4)). В этой работе производится сравнение этой формы с Канадской статистической формой по инновациям [23].

Для сравнения форм мы воспользовались простейшим методом - сопоставлением перечней разделов форм и общее сравнение аналогичных разделов. Результат сравнения представлен в виде таблицы 1, в которой перечислены основные разделы российской статистической формы и их сопоставимость с аналогичными разделами канадской.

Название раздела

Сопоставимость с канадской стат.формой

Общие организационно-экономические показатели организации

Инновационная активность организации

Объем инновационных товаров, работ и услуг за отчетный год (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей)

Факторы, препятствующие инновациям =



Затраты на технологические инновации по видам деятельности и источникам финансирования за отчетный год

Результаты инновационной деятельности =

Количество совместных проектов и типы партнеров совместных проектов по выполнению исследований и разработок за отчетный год

Источники информации для инноваций =

Патентование и другие методы защиты изобретений, научно-технических разработок организаций

Количество приобретенных и переданных организацией новых технологий (технических достижений), программных средств за отчетный год

Организационно-управленческие изменения -

Таблица 1: Сравнение инновационных статистических форм России и Канады

На основании представленной таблицы, а также общего анализа инновационных статистических форм, можно сделать следующие выводы по содержанию форм:

каждый из разделов канадской статистической формы присутствует в российской статистической форме

имеет место почти полное совпадение большинства аналогичных разделов

информация, присутствующая в канадской статистической форме и отсутствующая в российской, имеет низкую актуальность для России и носит субъективный характер

информация, присутствующая в российской статистической форме и отсутствующая в канадской, носит финансовый характер и, следовательно, более объективна

Российская статистическая форма обладает рядом недостатков по сравнению с канадской. Во-первых, канадская форма более эргономична, т.е. более удобна для заполнения. Во-вторых, ряд показателей в канадской статистической форме представлен в относительной форме. С одной стороны это уменьшает объем получаемой информации, однако при этом возможно произвести некоторый сравнительный анализ эффективности инновационной деятельности организаций. С другой стороны достоверность данных увеличивается, поскольку руководители заполняющих организаций с большей охотой делятся относительной информацией.

Российская статистическая форма обладает некоторыми преимуществами. Отсутствие субъективной и неактуальной для России информации, облегчает заполнение формы. Наличие финансовых показателей увеличивает объем получаемой информации и дает возможность проверить достоверность полученных данных с помощью других источников.

Вывод - несмотря на то, что существующая российская инновационная статистическая форма обладает рядом недостатков, ее использование в российских условиях более предпочтительно, чем, например, канадской. В то же время она нуждается в улучшении для увеличения эффективности сбора инновационной статистики в России.





1 2 3